Юридические вопросы

Юристы — единственные люди, которых не карают за незнание законов.
Джереми Бентам

   Согласно официальной статистике МВД РФ, только за январь-март 2017 года уже более 600 зарегистрированных эпизодов по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество» в разделе «Общие сведения о состоянии преступности на транспорте».     Финансовые потери, которые несет бизнес из-за деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на данном виде преступлений, уже исчисляются миллиардами рублей ежегодно. Принимая во внимание, что средняя стоимость похищенного груза составляет порядка 3.000.000 рублей по итогам 2016 года, финансовые потери бизнеса только за 1 квартал 2017 года могут составлять уже не одну сотню миллионов рублей.

  Не прекращающиеся экономические споры в арбитражных судах различных регионах Российской Федерации, связанные с утратой груза путем мошеннических действий, а так же количество сообщений о хищении на различных информационных площадках, посвященных грузоперевозкам, в очередной раз заставляют задуматься о причинах данного явления на рынке  в сегменте автомобильного транспорта. Легкость и непринужденность, с какой мошенникам удается реализовывать свои преступные замыслы, уже не взывает совершенно никакого удивления – события в подавляющем большинстве закономерны. Вести речь о случайности происходящего, принимая во внимание официальные данные, - уже совершенно не представляется возможным. 

   Количество компаний, которые в своей хозяйственной деятельности столкнулись с финансовыми убытками, вызванными  утратой груза в результате мошеннических действий, продолжает оставаться на неизменно высоком уровне. Потери несут во всех сегментах рынка: цветной металл и бытовая техника, автозапчасти и сантехника, продукты питания и т.д. - перечислять можно очень и очень долго.

  Проводя детальный анализ и разбирая применяемые схемы транспортной логистики  торгово-производственными компаниями в более чем 1000 случаях, взятых только из арбитражных дел в период с января 2016 по настоящее время, где утрата груза произошла в результате мошеннических действий, мы можем с уверенностью вести речь об огромной проблеме, стоящей перед собственником бизнеса, а имя этой проблеме – «специалист» юридической службы.

«Специалист» юридической службы

  Защита имущественных интересов бизнеса возложена на юридическую службу практически как в любой торгово-производственной, так и в транспортной компании. Типовая должностная инструкция любого специалиста юридической службы состоит из следующих типовых разделов:

 1) согласование и визирование договоров;

 2) договорная работа;

 3) проверка соблюдения компанией законодательства;

 4) корпоративно-правовая работа;

 5) претензионно-исковая работа;

 6) лицензионно-разрешительная деятельность;

 7) трудовое право;

 8) представительство при взаимодействии с государственными органами;

 9) общеправовая работа и консультирование сотрудников.

  К пунктам выполнения специалистами юридической службы должностной инструкции мы будем возвращаться постоянно в этой статье.

  В теории «специалист» юридической службы всесторонне и глубоко разбирается во всех бизнес-процессах, протекающих в компании. Несомненно, в открытых источниках можно увидеть и мнения юристов, воспевающих дифирамбы своим коллегам, например, как здесь: «Знающий и квалифицированный юрист – это человек, который обеспечивает безопасность ведения бизнеса в принципе. В круг решаемых вопросов входит предотвращение каких-либо рисков, урегулирование взаимоотношений между контрагентами на рынке, ведение отношений с фискальными органами. А в принципе это человек, обладающий видением процессов с точки зрения законов. Это не правая или левая рука, по большому счету – это ум».   Это одна сторона медали и глупо отрицать, что в работе юриста нет необходимости, но у медали две стороны.

   К большому сожалению, практическая деятельность огромного количества специалистов юридических служб  (в первую очередь – компаний-грузовладельцев) имеет очень мало общего с теорией, в особенности про видение бизнес-процессов, связанных с доставкой груза из пункта «А» в пункт «Б». Уникальная способность данных специалистов пытаться делать из белого черное, а из черного - белое, зачастую в силу только своего мнения, основанного на каком-то удачном или не удачном личном опыте, закономерно приносит собственнику бизнеса многомиллионные убытки. Именно закономерно, о случайности речь уже не идет.

  Финансовые риски, связанные с утратой груза (и возможные дальнейшие судебные разбирательства) закладывает в первую очередь именно юридическая служба при «неоценимой» помощи службы бухгалтерии, как бы ни удивительно это не звучало. Служба логистики и служба безопасности предприятия, в большинстве случаев, банально становятся заложниками выстроенной системы хозяйственных взаимоотношений, в первую очередь, именно «специалистом» юридической службы. К таким выводам позволяет прийти огромное количество судебных разбирательств, связанных с утратой груза в результате действий организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях путем мошеннических действий. В данный момент мы уже можем говорить о том, что более чем в 50% случаях – мошенникам невольно помогли «специалисты» юридической службы компании грузовладельца!

Практическая деятельность

  Внимательно изучая требования, предъявляемые к профессиональному экспедитору действующим законодательством Российской Федерации и проводя детальнейший анализ схем транспортной логистики, в результате  применения которой произошла утрата, кража или хищение груза в пути следования, внимание привлек текст одного из судебных решений, где грузовладельцу закономерно отказали в возмещении убытков.

  Из решения суда: «Представленный договор частично отражает специфику отношений, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом и не подпадает ни под одну из конструкций договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, хотя и наиболее близок к договору об организации перевозок». (А45-1188/2011)

  Сравнивания текст из судебного решения и должностные обязанности юриста торгово-производственной компании, становится очень понятно - какой из специалистов уровня топ-менеджера принял личное участие в полученном финансовом убытке. О выполнении первого и второго пункта должностной инструкции вести речь совершенно не представляется возможным. Что это? Банальная некомпетентность или что-то другое – не понятно.

   Подобное не единично, так как у подавляющего большинства «специалистов» юридической службы выработался определенный стереотип, связанный с деятельностью экспедитора. Учитывать специальные правовые нормы и требования, которые предъявляет законодательство к деятельности профессионального экспедитора, данные «специалисты» - не спешат, а где-то просто закрывают на них глаза, так как личных финансовых потерь за свои решения не понесут. Позиция очень удобна – написали в договоре, что работаем с экспедитором, значит - так оно и есть.  Не стоит забывать, что на заборе тоже пишут, а по факту - дрова.

   Одним из ярких примеров понимания «специалистом» юридической службы деятельности экспедитора можно увидеть на целой судебной эпопее, до сих пор длящейся в Санкт-Петербурге. В деле А56-48742/2015 торговая компания подала в суд на организацию,  которая, по глубокому личному убеждению «специалиста» юридической службы, являлась перевозчиком, привлеченным экспедитором. Что в итоге? Неутешительно. Вышестоящая инстанция отказала в иске в полном объеме, что, вероятнее всего, стало каким-то откровением для данного «специалиста». Получив отрицательное решение в суде «специалист» юридической службы не растерялся, и подал в суд уже на экспедитора.  (А56-39576/2016) Выиграли и можно поздравить? Конечно же - нет. Следующий ход - А56-462/2017, чем закончится? Да уже не важно, с огромной долей вероятности, смеем предположить, что денежных средств на расчетном счете торговой компании не прибавится.

  Получив проблему в доставке, решение «специалиста» юридической службы было прогнозируемо. Подать в суд на поставщика транспортных услуг и параллельно найти другого? Так и сделали. Вы думаете, все закончилось? Нет, от перемены мест слагаемых сумма не меняется - этому учат еще в начальной школе и юридического образования здесь совершенно не требуется. Продолжение увлекательной истории можно увидеть в деле А56-48064/2016, где имеет место быть обыкновенная недостача, а поставщик транспортных услуг отказывается добровольно возмещать убытки.

   Парадоксальность ситуации заключается в том, что за год перед событием, послужившим причиной судебных разбирательств (хищение груза путем мошеннических действий), была организованна встреча, на которой были озвучены подобные риски  и предложено решение, позволяющее не допустить подобного. Доводы, которые были приведены на встрече, не были восприняты всерьез, результат закономерен – убытки на сумму более 3-х миллионов рублей. А теперь зададимся вопросом – а были ли в данных судебных разбирательствах организации, деятельность которых соответствует деятельности экспедитора в понимании Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»? Нет, их так не было и изначально не предполагалось. Предполагаем, что «специалист юридической службы» по своему внутреннему убеждению как раз был уверен (и уверен в настоящее время) в обратном.  Разработать механизм, позволяющий в случае подобных проблем в доставке избежать судебных разбирательств - «специалист юридической службы» или не хочет или не может.

   Вернемся к должностной инструкции и посмотрим, какие пункты были выполнены юридической службой. «Специалист» в полном объеме, доказывая собственнику бизнеса свою значимость и необходимость, выполняет только пункт №5, а на пункты №2 и №3 элементарно не обращает внимание. О каком предотвращении коммерческих рисков тут идет речь? В чем экономическая целесообразность данной деятельности «специалиста»? Кому выгодно происходящее? Думаю, что ответы на эти вопросы очевидны.   Подобная деятельность таких «специалистов» описана в  известном всем произведении «Золотой Теленок» Ильфа и Петрова: «Егор произносил правильные речи о советской общественности, о культработе, о профучебе и о кружках самодеятельности. Но за всеми этими горячими словами ничего не было».

    Сложившаяся ситуация на рынке грузоперевозок способствовала тому, что на нем ведут деятельность огромное количество организаций, называющих себя экспедиторами, а по факту являющимися банальными посредниками или информационными агентами. В 99% случаях юридические службы грузовладельцев своим творчеством сами способствуют и продолжают активно поддерживать подобного рода деятельность таких организаций, тем самым оказывая неоценимую помощь в хищении грузов мошенникам. Что дешевле – осуществлять проверку соблюдения законодательных норм в компании или заниматься претензионно-исковой работой? Профилактика на наш взгляд дешевле. Поверхностно выполняя требования должностной инструкции в пунктах №1,№2 и №3, «специалист» юридической службы, в силу своих личных заблуждений, может поставить в экономическую зависимость весь бизнес-процесс.  Зато впечатляет, сколько усилий, знаний  и умений прилагает данный «специалист» в претензионно-исковой работе.

   А вот еще пример интересного и увлекательного понимания деятельности профессионального экспедитора некоторыми «специалистами» юридических служб: в деле А56-37104/2016, в котором произошло хищение многомиллионного груза путем мошеннических действий на сумму более 5-ти миллионов рублей поставщик транспортных услуг, по недоразумению названный экспедитором, представил заключение начальника юридической службы (!!!) торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, в котором попытался объяснить, что хищение – относится к форс-мажорным обстоятельствам. Суд справедливо указал на то, что это всего лишь мнение юристаа не заключение эксперта по данному вопросу, требующего специальных знаний.

Соблюдение действующего законодательства

   Мошенники, специализирующиеся на хищении  грузов, сосредотачивают свои основные усилия на самом слабом звене в транспортной логистике, а именно – прием и выдача груза. В практической деятельности, заключая договор транспортной экспедиции с поставщиком транспортных услуг и давая в договоре право привлекать третьих лиц так называемому «экспедитору», «специалисты» юридических служб торгово-производственных компаний в своем подавляющем большинстве совершенно не придают этому значения. Требования законодательства, предъявляемые к профессиональному экспедитору  по личному приему груза в пункте отправления - зачастую оставляют без должного внимания  и тем более - контроля. Это можно увидеть в ряде конструкций договоров, которые, в силу своего личного понимания транспортной логистики  и норм действующего законодательства, разрабатывают «специалисты» юридических служб и чем потом заставляют руководствоваться службу логистики.

   Несколько увлекательных примеров из договоров, которые присылают на подпись «специалисты» юридических служб торгово-производственных компаний:

    «Договор на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания при автомобильных перевозках»

  Пункт 1. Для обеспечения комплексного обслуживания Клиента заключает от своего имени, но за счет Клиента соответствующие договоры, соглашения с третьими лицами

  Пункт 2.1.9. Организует прием от Клиента или по его поручению от третьих лиц груза к перевозке в соответствии с данными, указанными в транспортной накладной, предоставляемой Клиентом (Грузоотправителем).

   Как же понимать данный пункт 2.1.9? Обязанность оформить транспортную накладную и передать груз - возложена на клиента. А как будет принимать груз экспедитор? Отвечаю – никак. Вместо этого приедет на погрузку какой-то водитель, кто он и откуда он взялся - никого никогда не интересует. Информацию по нему даст так называемый «экспедитор». Это - самый пикантный момент, на  который «специалист» юридической службы просто закрывает глаза. Отдаем многомиллионный груз неизвестно кому, а потом удивляемся, что его похитили? Логика! Зато сколько блеска, пафоса и высокомерия подобного «специалиста» в дальнейших закономерных судебных разбирательствах.

 А вот еще:

Договор о предоставлении экспедиторских услуг

    Пункт 1.1. Исполнитель оказывает услуги Заказчику в соответствии с гражданским кодексом РФ и в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ (далее - «УАТ РФ»), а так же Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденнымиПостановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;

   Здесь совсем забыли про ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», пишем в названии «экспедиторские услуги», а руководствуемся законодательством, к которому имеет отношение только перевозчик. «Специалисту» юридической службы было лень открыть Гражданский кодекс , почитать  Главу 41 и подумать, поразмыслить. А как только доходим до приема груза к перевозке экспедитором - становится грустно.

   Пункт 2.2.1. Прием груза к перевозке осуществляется Исполнителем на основании ТрН, оформленных в соответствии с действующим законодательством. Грузоотправитель оформляет и подписывает ТрН в четырех экземплярах, три из которых передаются представителю Исполнителя (водителю-экспедитору, экспедитору – при его наличии).

   Данный пункт аналогичен предыдущему договору - вместо приема груза экспедитором все возложено на какого-то неизвестного никому водителя, которому с легкостью доверят груз стоимостью на несколько миллионов рублей. Но и это еще не все: вместо перевозчика и экспедитора, определенных в Главе 40 и Главе 41 ГК РФ, воображение «специалиста» юридической службы «летит в высокие материи» и называет последнего «исполнителем». Данный термин взят из 39 Главы ГК РФ, которая не имеет никакого отношения к деятельности экспедитора, но «специалиста» юридического отдела это совершенно не смущает, так как возможные убытки в доставке, которые может получить собственник бизнеса, его совершенно не интересуют.

Идем далее:

Договор транспортной экспедиции

1.3. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Договору третьих лиц. Экспедитор несёт полную ответственность за действия привлеченных третьих лиц перед Клиентом.

1.4. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», а также п. 6 Приказа Минтранса от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» стороны договорились об использовании экспедиторских документов, не предусмотренных в пунктах 5 указанных Постановления Правительства РФ и Приказа Минтранса, в частности стороны будут использовать:

1.4.1. Заявки Клиента, указанные в п. 1.2. Договора, в качестве поручений Экспедитору;

1.4.2. транспортные накладные в качестве экспедиторских расписок;

1.4.3. акты и/или иные документы о приеме грузов на хранение в качестве складских расписок. По письменной договоренности сторон допускается использование иных форм экспедиторских документов.

   Этот шедевр юридической мысли заставляет задуматься об уровне понимания бизнес-процессов транспортной логистики специалистами «юридического отдела» российского отделения одного из крупнейших производителей алкоголя, имеющего головной офис в Европе. Здесь - как у Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди». Пункт договора 1.4.2. несомненно, блещет глубоким анализом действующего законодательства,  изучением норм права и т.п. Надо посидеть, помолчать, подумать. Любопытно – сколько же платят за подобное творчество данному «специалисту» или «специалистам», носящим гордое имя юридической службы? Количество судебных разбирательств с транспортными компаниями, в том числе связанное и с хищением груза путем мошенничества - здесь на должном уровне.    Не удивительно, с какой легкостью извращается законодательство сотрудниками, имеющими определенные должности. Про соблюдение должностной инструкции остается тактично промолчать.

   Последний пример творчества «специалистов» юридической службы одной из крупнейшей компании в сегменте чайной продукции. Данный проект договора был размещен в электронном виде на площадке, где проводился так называемый тендер. Это надо видеть.

    Название договора – «Договор на оказание экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортном».

 Пункт 1.4. Стороны квалифицируют  настоящий Договор  в соответствие с Главой 39 ГК  РФ , как договор возмездных услуг, при этом распространяя на него действие ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»  N 87-ФЗот 30.06.2003.

   Когда транспортная компания прямо указала, что в данном пункте договора заложена проблема, а именно: в главе ГК 39 ст. 779 п.2 есть прямое указание на то, что данная глава не применяется к договорам транспортной экспедиции - «специалист» юридического отдела в свое оправдание на откровенный ляп в договоре ответил следующее:   «Согласен,  некорректно ссылаться на Главу 39 ГК РФ.   Это было сделано, чтобы не было путаницы между   договорами ТРАНСПОРТНЫХ-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ  УСЛУГ и ПОСРЕДНИЧЕСКИМИ (агентскими) ДОГОВОРАМИ  по транспортно-экспедиционным услугам». В данном ответе - пустота и это было совершенно ожидаемо. «Специалист» юридической службы, участвующий в разработке тендера по грузоперевозкам, со стоимостью груза от 4-х до 8-и миллионов рублей (!!!) и с большим объемом перевозок - откровенно лукавит. Никакой разницы между данными договорами он не видит, и видеть не хочет, его и так все устраивает. Это же надо работать в строгом соответствии с должностной инструкцией, а зачем, если никто этого не требует? Тот факт, что его компания уже сталкивалась со случаями хищения груза путем мошеннических действий и несла убытки, ему сугубо безразличен. Личных финансовых потерь данный «специалист» не понес и не понесет.  Следующий пункт в этом же договоре показывает всю компетентность и уровень данного «специалиста» юридической службы.

 4.2.Приём груза к перевозке:

4.2.1. Водитель Экспедитора принимает груз со склада Заказчика по нарядам-расходам, приложенным к транспортным накладным. Водитель обязан проверить соответствие количества груза указанного в нарядах-расходах и в транспортных накладных. Груз, не полученный со склада Заказчика по вине водителя-экспедитора, довозится за счет Экспедитора. Ответственность за груз водитель-экспедитор принимает с момента получения груза.

   Транспортная компания по данному пункту договора задала справедливый вопрос: «По тексту и смыслу Вашего договора оформление транспортной накладной Ваша компания возлагает на себя,  заведомо исключая экспедитора, и, как правильно было замечено, тем самым создается посредник, с разным документооборотом и с разными обязательствами. Изначально в конструкции договора заложено противоречие с первичной документацией и требованиям по приему груза именно экспедитором. Водитель является только представителем перевозчика и действует на основании путевого листа. КАК РАБОТАТЬ?» И тут «специалист» юридической службы вполне ожидаемо пропал.  Получилось - как в одной из песен В.С Высоцкого: «Лег на дно, как подводная лодка, чтоб не смогли запеленговать».  Ответа можно было и не ждать – весь уровень данного специалиста прекрасно прослеживается при анализе безумнейших схем транспортной логистики в А35-3859/2014 и  в А36-4281/2015.

    В большинстве договоров, которые торгово-производственные компании предлагают заключить  транспортным организациям, можно увидеть аналогичное творчество «специалистов», основная задача которых - защищать имущественные интересы бизнеса, в котором они осуществляют свою трудовую деятельность. Не вызывает никакого удивления, с какой легкостью подписываются участниками сделки тонны подобной макулатуры, в которой изначально заложены потенциальные судебные разбирательства.   

   Организацию, которая в договоре указана экспедитором, а по факту предоставляющую информационные услуги грузовладельцам о наличии свободного транспорта (а перевозчикам - о наличии свободных грузов), совершенно не смущает подписывать подобные документы, так как материальную ответственность они несут только на бумаге. Иллюзии, в которых находятся «специалисты» юридических служб большинства компаний-грузовладельцев, организации, красиво называющие себя в договоре «экспедиторами»,  развеют в суде. Наглядно это можно увидеть в следующих судебных решениях: А40-149451/09-65-809, А53-17728/2015, А45-29193/2012, А40-231439/2015, А09-4596/2015, А31-1918/2015, А46-2653/2016 и т.д. Во всех этих примерах вести речь о соблюдении «специалистом» юридической службы своей должностной инструкции, а именно пункта №3 - довольно проблематично, а где-то и невозможно. К сожалению, после такого конечного результата в приведенных мною примерах, деятельность «специалиста» юридической службы кардинально не меняется. Хотелось бы отметить, что уже в 2017 году подобных решений не один десяток, вот яркий пример: А48-7527/2016 - решение 23 мая 2017 года! Кто будет платить за полученные в итоге убытки? Ответ очевиден – собственник груза.

Экспедитор или информационный агент?

  Деятельности профессионального экспедитора в понимании многих «специалистов» юридических служб большинства торгово-производственных компаний сводится к «организации» процесса доставки. И это правильно,но что понимается под словом «организация»? Оказывается, мнений тут превеликое множество. Необходимо признать, что даже в этом элементарном вопросе отсутствует единообразное понимание простых требований законодательства, определяющих работу профессионального экспедитора. На практике, при переговорах этот не сложный вопрос очень часто ставит в тупик «специалистов» юридической службы.

    Для ответа на вопрос: «Что подразумевать под «организацией» процесса доставки экспедитором  необходимо обратиться к "ГОСТ Р 52298-2004"  "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские".  Настоящий стандарт распространяется на транспортно-экспедиторские услуги, оказываемые транспортно-экспедиторскими предприятиями при организации перевозок грузов в прямом и смешанном сообщениях.

   В пункте 3.1.12 ясно указано, что же относится к услугам по организации и выполнению перевозки груза. Экспедитор  должен выбрать перевозчика и заключить с ним договор перевозки. А чем же подтверждается заключение договора перевозки груза? Ответ на этот вопрос есть – это транспортная накладная, что определенно вст.785 п.2 ГК РФ. Аналогичная норма указана и в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом.   

   Для того, чтобы выполнить требования национального стандарта экспедитор должен принять груз у клиента,оформить все необходимые документы: т.е. – оформить, в том числе и транспортную накладную. Но принимает ли? Конечно же, нет! Не принимал, не принимает, и принимать не собирается!

   Во всех приведенных выше примерах решений арбитражных судов различных регионов этого никто от организации, называющей себя экспедитором - не требовал!

   Вместо этого, на уверенную оценку «отлично», в практической деятельности  в 95% случаях при перевозке грузов в междугороднем сообщении автомобильным транспортом, подавляющим большинством организаций, называющими себя экспедиторами, выполняется в полном объеме только одно условие данного стандарта, а именно пункт 3.1.5 «информационные услуги»:

- уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;

- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;

    Услуги, оказываемые потребителю экспедитором, должны соответствовать требования настоящего стандарта, данное условие отражено в пункте 4.1. Не представляется возможным назвать организацию, предоставляющую транспортные услуги при перевозке грузов автомобильным транспортом в междугороднем сообщении экспедитором, если она не принимает груз в пункте отправления и не подтверждает это документально. Имя такой организации – информационный агент.

Именно эту искомую услугу можно найти в 95% договоров транспортной экспедиции - бизнес процветает.

    А теперь надо посмотреть на ситуации со стороны поставщика транспортных услуг, которого происходящее устраивает больше всех. Нет факта приема груза – нет материальной ответственности, нет материальной ответственности – нет никаких коммерческих рисков. Позиция просто беспроигрышная и экономически выгодна, но только не грузовладельцу. Инструмент защиты, который предлагает «специалист» юридической службы – создание дебиторской задолженности перед поставщиком подобных услуг. Интересно, когда данное заблуждение будет развеяно в суде, например как здесь А40-188827/15-180-1544  - что данный «специалист» будет объяснять собственнику бизнеса?

  В выигрыше от подобного сотрудничества только организация, называющая себя экспедитором, а фактически предоставляющая информацию о свободных грузах и транспорте. Дело за малым – подменить термины и понятия, предъявляемые к профессиональному экспедитору и попытаться обосновать это юридически, то есть уйти от личного приема груза в пункте отправления организацией экспедитором. Задача на самом деле не сложная, так как со стороны грузовладельца «специалист» юридической службы вникать в данные требования не торопится, а зачастую и не собирается.

   Итак, срочно ищем обоснование и…. находим его. Дословно из статьи «Виды договоров в автомобильных грузоперевозках»:

   «Частью 13 статьи 2 УАТиГНЭТ определяется, что перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Пунктами 1 и 3 статьи 313 ГК РФ (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ) устанавливается право должника исполнять свои обязательства, возлагая их на третье лицо. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность заключения договоров перевозки с юридическим лицом или предпринимателем, в собственности или владении у которого нет транспортных средств, позволяющих выполнять перевозку груза».

   После прочитанного, возникает только один вопрос, как в том анекдоте: «Слушай, я не понял, ты чей друг - мой или медведя?!» Как все просто: закрываем глаза на ряд требования национального стандарта, на положенияГлавы 40 ГК РФ, на соблюдение правил перевозки грузов автомобильным транспортом - а потом удивляемся, что мошенникам удалось похитить груз стоимостью несколько миллионов рублей. К подобным личным мнениям юристов необходимо относиться с должной осмотрительностью и надлежащей осторожностью. Данная позиция позволяет организованным преступным группам, специализирующимся на хищении грузов путем мошеннических действий, без особых сложностей и трудностей производить внедрение в цепь поставки товара. О какой безопасности груза можно вести речь, если изначально элементарные требования закона не выполняются?

 

Как итог  

   Сопоставляя пункты из договоров транспортной экспедиции с требованиями государственного стандарта и анализируя примененные схемы транспортной логистики в судебных решениях, приходим к крайне неутешительным выводам. На данный момент вести речь о снижении коммерческих рисков в доставке грузов автомобильным транспортом при подобном подходе в первую очередь «специалистов» юридической службы - совершенно не представляется возможным. Вместо строгого и точного соблюдения законодательства, дающего прекрасную возможность использовать его как инструмент по защите имущественных интересов – личное мнение «специалиста» юридической службы, которое (к большому сожалению) очень часто так и остается всего лишь личным мнением.    

  Ежедневные судебные разбирательства в арбитражных судах различных регионов, связанные с утратой груза путем мошеннических действий различных лиц, говорят о серьезной проблеме, которая стоит перед бизнесом. Убытки исчисляются уже не миллионами, а миллиардами рублей. К сожалению, решать данную проблему в системе построения бизнес-процессов в большей своей части никто не торопится. Вместо работы, направленной на минимизацию рисковой части в доставке - имитация бурной деятельности.

  Для предотвращения случаев, связанных с хищением груза путем мошеннических действий, в первую очередь необходимо требовать от организации, которая называет себя экспедитором, строгого и точного соблюдения требований законодательства Российской Федерации, определяющего его работу и не допускать никакой подмены терминов и понятий.

   Строго и неукоснительно соблюдая требования ФЗ №87 от 30 июня 2003 года «О Транспортно-экспедиционной деятельности», Постановления Правительства РФ от 08 сентября 2006 №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», Приказа Минтранса РФ №23 от 11 февраля 2008 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», а так же "ГОСТ Р 52298-2004". Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские» - в совокупности позволяет существенно уменьшить рисковую часть при перевозке грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, связанную с хищением груза путем мошеннических действий. Сколько надо получить финансовых убытков, что бы начать решать данную проблему? Вопрос риторический.