Статьи
Мошенники любят логистику
Ущерб от хищений при перевозках грузов в результате мошенничества достигает полутора миллиардов рублей ежегодно, однако пострадавшие предпочитают эту тему не обсуждать. Но как бороться с этим явлением, не имея информации из первых рук? Когда игроки рынка не хотят делиться информацией об инцидентах, на помощь приходят цифровые технологии.
Практически не осталось категорий товаров, которые не были бы подвержены риску быть утраченными полностью или частично. Методы, которые используют преступники, поражают своим разнообразием. Преступления варьируются от банальных краж на неохраняемых парковках и заканчивая сложнейшими многоходовыми мошенническими схемами с привлечением подставных водителей, регистрации транспортных средств, «вовлеченных» менеджеров по логистике в специально созданных или перекупленных аккаунтах фирм-перевозчиков на грузовых интернет-биржах.
По неофициальным данным, в России ущерб от действий мошенников по кражам грузов составляет порядка 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Средняя стоимость похищенного груза путем мошенничества – 3 миллиона рублей. При этом следует отметить, что уровень преступлений, связанных с разбоем и применением насилия в отношении водителей, в России снижается год от года.
Что лежит в основе этих тенденций? Происходит это во многом из-за того, что мошеннический способ кражи – менее рискованный и более выгодный, и он получает всё большее распространение в России по целому ряду причин. В этой статье мы хотели бы остановиться на отдельных аспектах данной проблемы, а также попытаться предложить отрасли некоторые способы противодействия рискам полной утраты груза при перевозке в результате мошенничества.
Европейский опыт – усилий много, проблема не решена
А как с этим дела обстоят у наших соседей в Европе? Нужно признать, что не лучшим образом, несмотря на более серьезные усилия, предпринимаемые отраслью совместно с государственными органами. В Европе уже более 20 лет назад создана и действует профессиональная ассоциация Transported Assets Protection Association (TAРA), основной задачей которой является борьба с кражами грузов на транспорте.
Активно взаимодействуя с органами правопорядка, ТАРА собирает и анализирует информацию о кражах грузов, разрабатывает и внедряет стандарты безопасности перевозки и хранения товаров, предоставляет площадку для обмена информацией и опытом борьбы с различными способами хищений грузов. В частности, в объединенной базе данных инцидентов ТАРА регистрируется порядка 2600–2800 случаев хищений ежегодно. Основная часть статистики (90%) поступает от полиции Великобритании, Голландии, Бельгии, Германии и Швеции. Остальные страны сообщают о крайне ограниченном числе инцидентов, что достаточно сильно искажает общую картину в сторону тех стран, которые делятся проблемой.
Тем не менее, общая сумма ежегодных потерь индустрии грузоперевозок в Европе составляет порядка 80–100 миллионов евро. Средняя стоимость похищенного груза в результате одного инцидента составляет от 50 до 60 тыс. евро.Более 45% всех зарегистрированных преступлений происходит на неохраняемых стоянках, когда водитель отдыхает и не может следить за тем, что происходит с его грузовым отсеком. Воруют также и по старинке, проникая в фуру на ходу («акробаты»), используя разбой и другие насильственные методы (Франция,Италия), а также различные виды мошенничества. Что касается последнего, то данный вид хищения получил свое бурное развитие в Европе в 2015–2016 годах и продолжает приносить отрасли многомиллионные убытки, становясь основным риском для грузоотправителей и логистических операторов.
Немецкая национальная ассоциация страховщиков (GDV) регистрирует более 500 случаев мошенничества при перевозке грузов в Германии ежегодно. Проблема имеет ярко выраженный международный характер. Организованные группировки пользуются всеми возможностями и выгодами открытой экономики Еврозоны, в основе которой лежит свобода торговли, конкуренция и, конечно же, свобода перемещения. На руку преступникам играет государственная и корпоративная бюрократия и, в целом, запаздывание с реакцией индустрии на постоянно совершенствующиеся методы хищений. В частности, преступники активно пользуются товарными интернет-биржами для поиска интересующих грузов, активно внедряют подставные компании, подготовленных к хищению водителей и поддельную регистрацию транспортных средств. При этом, несмотря на все усилия отрасли и наличия организации по защите грузов при перевозке – ТАРА, проблема хищений остается крайне острой и актуальной.
Российская реальность: ущерб растет, а консолидированная информация отсутствует
В России долгое время отсутствовала информация о подобных инцидентах, а официальная статистика представляла только количество зарегистрированных обращений в органы МВД по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество».Попытка создать структуру, аналогичную европейской ТАРА, на базе одной из транспортных компаний, к сожалению, так и осталась попыткой по причине особенностей менталитета российского бизнеса.
В марте 2018 года на заседании подкомитета по страхованию комитета по финансовым рынкам Торгово-промышленной палаты РФ в присутствии представителей Центрального банка РФ, МВД и страховых компаний было озвучено, что необходима консолидация информации, которая позволила бы дать оценку потенциального ущерба, наносимого мошенниками в сфере грузоперевозок; выделить регионы РФ, особенно подверженные подобным преступлениям, а также систематизировать хищения грузов в ходе перевозок по основным видам. Там же три страховые компании представили статистические данные по мошенничеству в сфере страхования грузов. Согласно данным компаний, ущерб от хищения грузов мошенниками по портфелям этих страховщиков составляет порядка 150 миллионов рублей в год.
А где же брать эту информацию,если говорить о проблемах, связанных с огромными финансовыми убытками в результате хищения груза? Представители российского бизнеса говорить об этом не любят. Вместо выработки совместного решения, позволяющего минимизировать риски, российский бизнес делает вид, что случившееся – это всего лишь какая-то нелепая случайность,невероятное совпадение различных факторов и просто банальное невезение. К нашему удивлению, аналогичную позицию занимают и многие представители топ-менеджмента зарубежного бизнеса, имеющего отделения в России.
Уговаривать в России представителей компаний, столкнувшихся в своей деятельности с убытками, связанными с хищением груза, поделиться информацией о деталях произошедшего – занятие в настоящий момент почти бесперспективное. Ответ во всех случаях всегда один и тот же: «всё хорошо, прекрасная маркиза», а где-то можно услышать и совсем дикие заявления наемных сотрудников в стиле: «С нашими оборотами мы можем себе позволить такие убытки». Остается посидеть, помолчать, подумать.
Вести речь о каком-то сборе консолидированной информации по данным эпизодам, с учетом распространенной позиции наемного менеджмента пострадавших компаний, в России, совершенно не представлялось возможным. В итоге – на рынке грузоперевозок сложилась парадоксальная ситуация: на протяжении трех десятилетий рыночной экономики все знают, что хищений много, убытков много, а вот увидеть какие-то цифры, факты, документы для анализа и выводов – невозможно. Когда знают все – не знает никто!
Среди пострадавших крупные игроки
Однако ситуация немного прояснилась, когда начали изучать и анализировать судебную практику, в первую очередь – арбитражных судов Российской Федерации. Здесь в качестве участников судебных разбирательств, оказывается, есть все крупнейшие игроки: «М-Видео» и «Эльдорадо», «Леруа Мерлен Восток» и «Лента», «Мираторг» и «Хайникен», «Нестле» и «Сибур». Продолжать данный список можно до бесконечности, а вот отрицать факты, установленные судами – занятие совершенно бесперспективное, так как события имеют место быть, приносят финансовые убытки, а в особо сложных случаях – повторяются ежегодно. Но это только цветочки, ягодки посыпались, когда началась структурированная работа по объедению информации в городе Санкт-Петербург на базе портала www.controlrisk.su.
В результате только по информации, полученной из судебных решений, смогли увидеть определенную закономерность в событиях, связанных с хищением груза путем мошеннических действий, например:
из решения суда: А40-23265/2015
«Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, водитель, следуя указаниям неизвестных лиц, не указанных ни в одном из товарно-транспортных документов, проследовал к месту, указанному этими неизвестными лицами и не совпадающему с надлежащим местом разгрузки, указанным в товарно-транспортных документах, и осуществил передачу груза неуполномоченным неустановленным лицам»;
из решения суда: А83-3319/2016
«Обозначенный выше груз был выгружен водителями указанных транспортных средств по адресам,не совпадающим с адресами, указанными в заявках, согласованных сторонами, после чего похищен неустановленными лицами».
Закономерная добровольная отдача вверенного перевозчику груза по указаниям неизвестных лиц (вместо соблюдения требований федерального законодательства) в настоящий момент в России приняло угрожающий характер. Именно несоблюдение перевозчиком требований специальных правовых норм закономерно приносит убытки торгово-производственным, страховым и транспортно-экспедиционным компаниям. Кто платит за эту неэффективность и покрывает эти убытки – вопрос, естественно, риторический. Перевозчик, как показывает анализ судебной практики, в подобных спорах часто проходит третьим лицом и, не испытывая никаких экономических и моральных затруднений, продолжает оказывать подобные услуги. До следующего подобного эпизода…
Увы, встречается и такое, когда одно и тоже транспортное средство в определенные промежутки времени на регулярной основе (от 3 месяцев лет 6 лет) каким-то чудодейственным образом не осуществляет доставку груза в пункт назначения (А43-1053/2014 и А60-45009/2016). Вести речь о случайности подобных эпизодов довольно странно…
В среднем более 400 судебных решений по эпизодам, связанным с хищением груза путем мошеннических действий, можно видеть ежегодно на сайте Арбитражного суда РФ и аналогичное количество сообщений на различных порталах, посвященных грузоперевозкам. Это только верхушка айсберга, так как при сопоставлении данных с количеством обращений в органы МВД по подобным эпизодам (а их более 1700 в год) с количеством только известной информации по данным инцидентам – появляется почти полное понимание масштабов деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях грузов путем мошеннических действий.
Методы оценки риска: цифровые технологии или русский авось
Оценка рисков при принятии решения о сотрудничестве с тем или иным перевозчиком/экспедитором в данный момент напоминает всем известную игру «Любит – не любит», а после осуществления погрузки в транспортное средство игра превращается в «Доедет или не доедет». Доехал – все хорошо, а вот если нет, дорога известна – в суд.
Стандартные способы проверки перевозчиков, которые в данный момент использует любая служба безопасности, – уже не работают. Вместо объединения информации на одной площадке по подобным эпизодам,как это принято в Европе, российский бизнес продолжает изобретать новые и новые так называемые «методики по проверке», которые из-за разрозненных усилий бизнеса никогда не дадут должного эффекта по противодействию мошенничеству в грузоперевозках.
Впервые в Российской Федерации специалисты из Санкт-Петербурга (проект www.controlrisk.su) за несколько лет провели сложную аналитическую работу по объединению информации, взятой из судебных решений, и информации, опубликованной на различных интернет-ресурсах, в единую информационную систему. Теперь эта информация доступна для ознакомления всем участникам транспортного рынка. Сервис осуществляется совместно с партнерами из Москвы компанией IDX, занимающейся удаленной цифровой идентификацией, онлайн-проверкой документов. С помощью совместного решения можно не только ознакомиться со сведениями о перевозчиках относительно соблюдения ими специальных норм закона, но и верифицировать документы водителя, транспортного средства, обременения на автомобиль и т. п. Аналогов данному совместному проекту по безопасности в транспортной логистике как на территории России, так и в Европе – нет.
Удалось создать инструмент, позволяющий не только оценивать и учитывать регионы, наиболее подверженные данному риску, группы похищаемых товаров и места совершения хищений, но и ознакомиться со сведениями о потенциальном партнере на предмет выполнения им специальных норм права. Экономический эффект от внедрения полученной информации в систему бизнеса любого предприятия в настоящий момент можно увидеть в существенном снижении рисков, связанных с полной утратой груза, наиболее детально оценить потенциального партнера на предмет выполнения им специальных норм закона. Именно стоимость перевозимого груза (а она может доходить до нескольких десятков миллионов рублей) может определять конечный финансовый результат.